Основы бухгалтерского учета на предприятии



Бухгалтерский учет представляет собой  сплошное и непрерывное фиксирование своей деятельности организации на основе первичных документов и регистрации хозяйственных процессов в денежном эквиваленте. Все объекты бухгалтерского учета условно делят на две части: активы (средства, которые принадлежат предприятию) и пассивы (источники этих средств). Знание плана счетов представляет собой основы бухгалтерского учета. Все операции отражаются бухгалтерскими проводками. Так приобретение основных средств, поступление денег на расчетный счет отражается по дебету, то есть происходит увеличение активов. Уменьшение активов показывается по кредиту счетов. Увеличение пассива отражается по кредиту, а уменьшение – по дебету.

Все проводки составляются на основании инструкций Министерства Финансов и Налоговой Службы и только при наличии первичных документов (накладных, договоров, счетов-фактур). Понимать основы бухгалтерского учета необходимо для повседневной работы всех финансистов.  При составлении проводок важно логически учитывать, что  увеличении средств организации (активов) необходимо ставить по дебету, а их уменьшение - по кредиту. Увеличение же источников средств предприятия (пассивов) ставят по кредиту, а уменьшение источников – по дебету.

Основы бухгалтерского учета составляют два принципа:

  1. Принцип сбалансированности

В основе принципа бухгалтерской сбалансированности лежит формула:

АКТИВЫ= ОБЯЗАТЕЛЬСВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

АКТИВЫ - это все то, что имеет предприятие и использует для получения прибыли.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА – это все то, что предприятие должно внешним инвесторам, поставщикам, государственным организациям и бюджету.

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ – это та часть, которая остается при вычитании обязательств из активов Тем самым показано, что ОБЯЗАТЕЛЬСТВА погашаются в первую очередь при ликвидации или закрытии предприятия, и каждый собственник может распоряжаться СОБСТВЕННЫМ  КАПИТАЛОМ в последнюю очередь.

  1. Принцип двойной записи

Все финансовые сделки имеют зачетные стороны, но принцип сбалансированности должен всегда соблюдаться. Например, вы имеете 100000 рублей, а приобрести оборудование  необходимо на 300000, тогда вы берете ссуду в банке на недостающую сумму.  

 А(100000)=О+ СК(100000)

 В бухгалтерии эта операция оформляется по дебету в кассу-200000 рублей и по кредиту в обязательство перед банком – 200000 рублей.

А(100000+200000)=О(200000)+СК(100000) Таким образом, принцип сбалансированности сохранен.

Любая финансовая отчетность предоставляется для информации внешних пользователей предприятия. Банки и поставщики узнают, насколько предприятие является кредитоспособным, инвесторы хотят узнать, насколько прибыльно предприятие, а государство использует отчетность для сбора налогов в бюджет. Составление бухгалтером финансовой отчетности по стандартным формам помогает руководителю управлять предприятием и тоже представляет собой основы бухгалтерского учета. Наиболее важными формами  финансовой отчетности являются сальдо-оборотная ведомость, баланс, отчет о движении денег, отчет о прибылях и убытках.

Особо следует выделить расходы в бухгалтерском учете. Расходы - это в первую очередь уменьшение экономической выгоды в определенный период, в результате оттока активов или увеличения обязательств, которое приводит к уменьшению капитала.

Бухгалтеру не следует путать расходы и затраты в бухгалтерском учете и всегда понимать их отличия во время работы и уметь грамотно отстаивать точку зрения перед ревизионными органами. Затраты никогда не уменьшают СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ в отличие от расходов. Затраты предприятие несет определенный период, затем эти затраты превращаются в АКТИВЫ или в расходы. Расходы зависят от затрат и всегда влияют на прибыль предприятия. А вот сами затраты не оказывает влияние на прибыль.

Покажу на примерах: Погашение кредиторской задолженности ведет к уменьшению АКТИВОВ (деньги уплачены), но одновременно уменьшились и ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (долг погашен), значит, СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ не изменился. Поэтому считать это расходом неверно.

Списание же дебиторской задолженности по истечению срока давности трех лет является расходом, так как происходит уменьшение АКТИВОВ без изменения ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, значит, СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ уменьшается. Аналогично можно признать расходом отрицательную курсовую разницу или признание штрафов, пени, госпошлины.

Затраты при сдаче имущества в аренду являются расходом по окончании периода, затраты на производство, которое закрылось и не дало прибыли тоже можно считать  расходом.

Вот собственно и все основы бухгалтерского учета, основанные на логике, а не на специальных инструкциях, методических пособиях, положениях и прочих нормативных документах. В бухгалтерии необходимо логически мыслить, а не просто  слепо следовать требованиям.


Комментарии

Новые Компании

ГК ЖБИ-3 ООО Белкерамика
г.Строитель
Группа Компаний «ЖБИ-3» - является одним из крупнейшим производителем строительных материалов, железобетонныйх изделий и керамического кирпича в России и Белгородской области и включает в себя 14...
Строительная компания "Проф-Строй"
Саратов
Строительная компания "Проф-Строй" была основана в 2003 г. Основные направления деятельности : монтаж кровли, фасадов, отделочные работы. Профессионализм сотрудников и обеспечение контроля...
Оскол Сервис Строй
Старый Оскол
Реализуем кирпич облицовочный керамический производства ООО «ОСМиБТ» г.Старый Оскол, кирпич фирмы Braer и Железногорского кирпичного завода. Цвета: красный, абрикос, солома, слоновая кость,...
Екатеринбург
Продажа лесопильного и деревообрабатывающего оборудования. Производство и продажа лесо- пиломатериалов.
Геодезические услуги, геодезические работы
Москва
Геодезические услуги, геодезические работы: Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования, план и продольный профиль пути. Инструкция о порядке обслуживания и организации...