Приемы и методы обучения факторы влияющие на качество знаний развитие творческих и умственных способностей учебной деятельности



Основные особенности приемов и методов обучения

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения.

Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала.

В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Впрочем, приемы и методы обучения иногда могут быть взаимозаменяемыми. Так, если во время урока учитель использует метод подачи нового материала и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей наглядности и лучшего усвоения изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема.

Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов -- преподавания и обучения.

Виды педагогических приемов в обучении

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:

- свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);

- открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

- деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

- высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

- обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

Конкретные современные педагогические приемы обучения («мозаика проблем», «письмо по кругу», стратегии, «шляпы мышления», «вопросы -- толстый и тонкий», «оценочное окно» и др.) вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса.

Методы и приемы, используемые при обучении дошкольников

Развитие ребенка происходит благодаря его активной деятельности. Основные принципы воспитательной программы детей дошкольного возраста реализуются во время занятий через методы и приемы обучения дошкольников.

Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний. Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми.

К практическим относятся, например, выполнение поручений, Различные упражнения, совместная работа воспитателя и детей.

Наглядные методы предусматривают наблюдение за живыми объектами, явлениями природы, трудом взрослых, просмотр обучающих программ, показ образцов, использование театра теней и кукол и под. Среди приемов в рамках этого метода могут быть использованы объяснение увиденного (услышанного), задания детям и их активные действия по их выполнению, вопросы, художественное чтение, выполнение игровых действий и др.

Словесные включают чтение, рассказывание, беседу,  инсценировки, описание картинки.

Игровыми методами предусматриваются подвижные, дидактические игры, забавы, инсценировки.

Использование этих методов и приемов позволяет оказывать педагогическое воздействие на формирование у дошкольников  навыков различных видов деятельности.


Комментарии

Новые Компании

ГК ЖБИ-3 ООО Белкерамика
г.Строитель
Группа Компаний «ЖБИ-3» - является одним из крупнейшим производителем строительных материалов, железобетонныйх изделий и керамического кирпича в России и Белгородской области и включает в себя 14...
Строительная компания "Проф-Строй"
Саратов
Строительная компания "Проф-Строй" была основана в 2003 г. Основные направления деятельности : монтаж кровли, фасадов, отделочные работы. Профессионализм сотрудников и обеспечение контроля...
Оскол Сервис Строй
Старый Оскол
Реализуем кирпич облицовочный керамический производства ООО «ОСМиБТ» г.Старый Оскол, кирпич фирмы Braer и Железногорского кирпичного завода. Цвета: красный, абрикос, солома, слоновая кость,...
Екатеринбург
Продажа лесопильного и деревообрабатывающего оборудования. Производство и продажа лесо- пиломатериалов.
Геодезические услуги, геодезические работы
Москва
Геодезические услуги, геодезические работы: Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования, план и продольный профиль пути. Инструкция о порядке обслуживания и организации...