Словесные методы обучения в начальной и средней школе



История формирования методов обучения достаточно своеобразна, учёные давно обратили внимание на разнообразие видов учительской деятельности в процессе обучения. Впоследствии этим видам присвоили название «методы», что в переводе с греческого означает – способ продвижения к истине. Педагогическая практика представляет метод, как упорядоченный способ  деятельности для достижения определённых учебно-воспитательных целей. Весомое различие между способами обучающей деятельности учителя (преподавание) и способами учебной деятельности учеников (учение), не мешает им находиться между собой в постоянном взаимодействии. Таким образом, обучающие методы  - это способы совместной творческой деятельности учителей и учащихся, направленные на решение поставленных задач.

Отдельной стороной метода обучения является приём обучения, при этом отдельные приёмы могут быть составной частью различных методов. В процессе обучения приёмы и методы используются в самых различных сочетаниях. Одни и те же способы деятельности в одних случаях могут выступать как самостоятельные методы, а в других – как приёмы обучения. Беседа и объяснение являются самостоятельными методами, но если они используются преподавателем для привлечения учащихся в ходе практической работы, то считаются как приёмы обучения.  Как заявляют многие учёные-психологи, наряду с другими способами, словесные методы обучения пользуются наибольшей популярностью.

Словесные методы обучения считается одним из ведущих видов учебной и преподавательской деятельности, он получает широкое применение в преподавании предметов для старшеклассников. В связи с этим перед учёными была поставлена четкая цель исследования – как наиболее эффективно использовать подобные методы обучения в начальной школе. Наиболее актуальными задачами в таких исследованиях являются раскрытие сущности понятия «методы обучения», рассмотрение различных подходов к условиям их использования и раскрытие методик использования подобных методов обучения в младших классах.  

Несомненно, метод обучения должен быть определённым и ясным, тогда учителю будет ясно какие поставленные задачи решены с помощью этого метода, а какие решить не представляется возможности. Систематичность методов обучения, в какой-то мере, определяет их эффективность, но основным требованием для достижения поставленной задачи, всё-таки является доступность. Поставленная задача должна быть понятна уровню развития ученика, а способы подачи учебного материала должны соответствовать его возрастным особенностям.

Давно уже известно, что слово активизирует память, воображение и чувства учащихся, наверное поэтому, словесные методы обучения бывают следующих видов – рассказ, объяснение, дискуссия, лекция, беседа, работа с книгой, повествование. Рассказ, как метод изложения новых знаний, обычно обеспечивает идейно-нравственную направленность и содержит только достоверные проверенные факты. Как правило, рассказ включает в себя достаточное количество убедительных и ярких примеров и фактов, доказывающих компетентность выдвигаемых суждений. Объяснение –  это форма изложения текста в виде монолога и словесное толкование закономерностей, отдельных явлений и понятий. Чаще всего объяснение используется при изучении физических, химических и математических задач, при раскрытии истинных причин в общественной жизни и самых разнообразных явлениях природы.

Словесные методы обучения являются неотъемлемой частью современной жизни, и применение их в самых различных областях лишний раз это доказывает. Многие известные фирмы применяют на практике подобные формы и методы обучения персонала и достигают при этом немалых успехов. Именно поэтому словесные методы развивающего обучения всегда будут оставаться неотъемлемой частью современной науки.


Комментарии

Новые Компании

ГК ЖБИ-3 ООО Белкерамика
г.Строитель
Группа Компаний «ЖБИ-3» - является одним из крупнейшим производителем строительных материалов, железобетонныйх изделий и керамического кирпича в России и Белгородской области и включает в себя 14...
Строительная компания "Проф-Строй"
Саратов
Строительная компания "Проф-Строй" была основана в 2003 г. Основные направления деятельности : монтаж кровли, фасадов, отделочные работы. Профессионализм сотрудников и обеспечение контроля...
Оскол Сервис Строй
Старый Оскол
Реализуем кирпич облицовочный керамический производства ООО «ОСМиБТ» г.Старый Оскол, кирпич фирмы Braer и Железногорского кирпичного завода. Цвета: красный, абрикос, солома, слоновая кость,...
Екатеринбург
Продажа лесопильного и деревообрабатывающего оборудования. Производство и продажа лесо- пиломатериалов.
Геодезические услуги, геодезические работы
Москва
Геодезические услуги, геодезические работы: Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования, план и продольный профиль пути. Инструкция о порядке обслуживания и организации...